Художник эпохи перемен

Сергей Присекин — художник, если не во всем, то во многом не похожий на собратьев по цеху. Во-первых — главные свои картины он написал в молодые годы, сразу заняв одно из самых ярких мест на небосклоне русской живописи всем памятных переломных лет. Вспомним хотя бы его институтский диплом «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», который имел такой успех,что вскоре стал главной картиной в Кремле сменив холст изображающий Ленина провозглашающего советскую власть. Его блистательный холст «Маршал Г.К.Жуков»навсегда соединился с Великой Отечественной войной также, как в музыкальном искусстве в единый сплав с этой войной слились «Вставай страна огромная..» Александрова или «День победы» Тухманова…

Сергей Присекин за работой над портретом А. Александрова 2007 год.
Сергей Присекин за работой над портретом А. Александрова 2007 год.

 

Работал Сергей всегда неутомимо, шумно и весело с внутренним чувством того,что главное дело дело жизни сделано. Его мастерская в студии Грекова постоянно была наполнена гостями — это было место встреч самой разнообразной публики, начиная с высокопоставленной кремлевской, кончая поварами ресторанов, а,также разных других, в том числе и не разъясненных,впоследствии оказавшихся мошенниками. Писались портреты,пели,пили и ели много и вкусно, далеко по коридору студии проникал аромат свежей зелени, жареного мяса и дорогого табака,заставляя потягивать носом сидящих по дальним мастерским пожилых коллег.

В мастерской Присекина совершались самые разные договоренности,устраивались дела житейские,приходили и совсем юные художники для научения и обретения покровительства. В это самое время Сергей ухитрялся, не отрываясь от застолья делать множество портретов из которых целый ряд необыкновенно острых,интересно придуманных и блистательно исполненных. Он обладал редким даром рисовальщика (о нем Таир Салахов, профессор по суриковскому институту говорил: «Присекин это глаз -алмаз!») работал быстро,практически без исправлений,добиваясь филигранной обработки поверхности холста…

Это были годы перемен.Сейчас уже как-то не принято петь при застольях,однако тогда в девяностые еще пели и что касается пения, то все кто общался с Присекиным наверное помнят каким красивым, поставленным баритональным тенором обладал этот человек и это в купе с абсолютным слухом и врожденным музыкальным чувством делало его голос главным за столом.Я уверен,что любое дело,которому бы посвятил себя Сергей, он довел бы до высоты,стремясь быть первым во всем. Он органически не мог быть ни средним ни посредственным. Некоторые шутя называли его энциклопедией. И верно — в этой голове было столько всего,столько неожиданных сведений,нужных и ненужных,что приводило в смирение собеседника. Как-то походя спросил я его о приготовлении фазана и двинулся далее не ожидая серьезного ответа,однако пришлось с полчаса простоять выслушав несколько сложных и подробных рецептов, будто он жарил фазанов и вчера и каждый день…

 

Сергей Присекин, Владимир Иванович Переяславец и Алексей Фёдоров.  Студия им. Грекова 2007 год.
Сергей Присекин, Владимир Иванович Переяславец и Алексей Фёдоров. Студия им. Грекова 2007 год.

Насколько могу судить в его жизни не было пауз. Более того, даже в последние годы, будучи уже человеком физически не особенно подвижным, он плотно заполнял свое время делами, следовавшими одно за другим — то он в Париже,то в Черногории,то занят подбором военно-исторических аксессуаров и оружейных макетов,преподавательскими трудами. И студентам и коллегам довелось пользоваться для работы костюмами и стрельцов, и преображенцев, и многим другим из его коллекции.

И при всем при этом в моем ощущении он всегда был человеком стоящим в жизни перед страшной бездной одиночества. Чувствовалось .что весь этот шум,постоянный калейдоскоп людей — хороших,разных и случайных нужен был ему как защита от этой бездны. Искать сочувствия,жаловаться — было не в его правилах,он до конца оставался упрямым,жестким,часто раздражительным;но однажды он мне сказал медленно и тихо: «Лёша, ты даже не представляешь,как мне трудно…»

Незадолго до своей болезни он задумал, скомпоновал и стал собирать подробный материал к большому полотну «Исход». Внутренняя механика его души требовала прикосновения к Вечной Книге. У меня на ту пору была черная отросшая борода и наряженный в соответствующие одежды, которые Сергей изыскал для этой картины, я предстал перед ним в виде одного из древних евреев со страхом проходящих мимо ставших стенами вод.Прямо скажу,что даже в роли позирующего, я впечатлился его режиссерскими решениями этой темы. «Серёга,ну как у тебя с «Исходом», сработаешь?» — нарочито бодро спросил я его пару лет спустя,соображая,что несмотря на немощи обступившие его, он сможет организовать молодых ребят и отрежиссировать исполнение этого грандиозного холста. Ответ был короткий:»Нет.»Жаль,возможно это была бы самая глубокая его работа…Мне довелось вместе с Сергеем Присекиным поступить в студию им. М.Грекова и более тридцати лет работать и общаться с этим талантливейшим,сложнейшим и интереснейшим человеком за что я благодарен судьбе.

Народный художник России А.Федоров.