Художник Николай Зайцев

Н. Е. Зайцев. Утро
Н. Е. Зайцев. Утро

Напротив  высотки  гостиницы  «Украина»  в семидесятые годы /и ныне там-же/,  в  бывшей  огромной мастерской  Владимира  Александровича  Серова  располагались  творческие  мастерские  живописи АХ СССР.   Да  и  помещение  было  «ах»!  С  верхним  светом  ,  с  большими  окнами  , со  стелажами ,до  верхних  полок  которых  добраться  можно  было  лишь  с  помощью  «лестницы Иакова» . Размеры помещения   напоминали   о   законах   пчелиного   роя   —   для   пчелиной   матки   ячейка   сота   делалась  больше ,  чем   для   других   пчел .   А   тут   «в   маточную   ячейку» ,   после   того,   как   её   покинула  «матка»  ,   поселили  сразу  несколько  «молодых  пчёл».   Позволю  себе  по  этому  поводу  некоторые  отступления.   Широко   известный ,   в   своё   время,    автор   ленинианы   Владимир  Александрович   Серов   творил  здесь.   Более   того,   мне   удалось   повидать   там   и   сапожки   и   пальто   Ильича   оставшиеся  после   Вл. Серова   в   небрежении.   В   наши   школьные   годы   Серов  ,будучи   президентом   Академии  художеств ,  приезжал   к   нам   в   МСХШ   и   выступал  перед   ребятами.   МСХШата   в   общем   никак  особенно   это   не   воспринимали,   как   вообще   не    воспринимали   тогда   официоз,   вниманием   которого   отчасти   были   избапованы,   однако   ориентированы    были  на   другое,  каждый по своему.   Мне  же  Вл. Серов  памятен  с  детства,  но  по  другому   поводу.   В   60-е   годы   была   запущена   в   жизнь  художественная   лотерея   и   в   одном   из   журналов   на   цветной    вкладке   были   напечатаны  живописные   работы   советских   художников,   участников   лотереи.   В   том   числе   и   зимний   пейзаж  Вл .Серова,    своим   мотивом   напоминавший   мне   картины   обожаемого   мною   Ивана   Шишкина.   Серовская   работа   так    восхитила   меня,   что   я,   выпросив   у   родителей   денег,   купил   несколько   лотерейных   билетов   и   мечтательно   верил,   что   обязательно   выиграю   этот   пейзаж.   Но , увы,  не  досталось   ничего.   Однако   с   тех   пор  я  знал,  что  этот  художник   писал  не  только   Ленина  с  рабочими   и   крестьянами  /с большим мастерством,надо признать/  , но   был   автором   великолепных    русских    пейзажей    и    красивых    натюрмортов,   находя   для  своего  искреннего  чувства   отдохновение   от  «трудов   праведных»….

Н. Е. Зайцев. Яблочный Спас
Н. Е. Зайцев. Яблочный Спас

 

Но к теме!

Когда  мне  выпала  честь  быть  принятым  в  мастерские,  все  основные  рабочие  площади  были  уже  заняты  и  я  разместился  в  небольшой,  направо  от  входа,   комнате   отдыха.   Значительная   часть   комнаты   этой   была   наполнена   работами   Коли  Зайцева.   Он  был  принят  в  творческие  мастерские   ещё   при   Гелии   Коржеве,   а   заканчивал   свой   срок   пребывания   в  мастерских  уже   при   новом   руководстве,  при   братьях   Ткачёвых.   В  то  время   у   него   начинался   новый этап   жизни   и   творчества.   Я   знал  Зайцева  и  прежде ,он  был   несколькими   годами   старше   по  институту.   Видел   я   до   этого   одну   его   работу  в  Манеже,  которая   меня  остановила.  Не  помню   названия,   не  помню   даже   сюжет,   но  помню   необычное   впечатление   от   неё.   При  всей   непохожести   на   всё    другое,   висевшее   рядом   и   не   рядом,   она   была   особенно  убедительна,   что-то   глубинное  твоё ,   откликалось   этой   работе   и  подтверждало  её  правду. Хотелось  ещё  и  ещё  раз  возвращаться  к  ней,  понять  и,  что  греха  таить, «поверить  алгеброй  гармонию»,  однако  не  тут-то  было…

 

Вот  теперь,  вольно  или  невольно,  мне  пришлось  работать  в  доступном  соседстве  с  его  холстами.   Практически  в  них  было  главное,  что   сделал  к  этому   времени  он,  уже  зрелый  и  творчески  и  летами  художник.   Можно   было,   деликатно   листая,   посмотреть   всё;   я   был   потрясён   и   растерян.   Что   это?    Дело   в   том,   что   мне   казалось  —  мой   круг  постоянного   общения,   изобразительные  формы  этого  круга  были  совсем  другие,  да  и ,   казалось , самодостаточны  они   были…

Н. Е. Зайцев. Тишина
Н. Е. Зайцев. Тишина

Но  здесь?  Здесь   всё  дышало  правдой,  но  было  всё-же  неожиданно  —  тот-же  мир ,  но  как-то  заново  открытый !   Я  уже  говорил,  что  официоз   в  искусстве  был  сильно  не  в  моде  у  молодого  поколения   художников  70-х ,  впрочем,  как  и  у  их  предшественников  60-х  годов ,  ибо  официоз ,  даже   грандиозный,   всегда   носит   на  себе  жалкую  печать   обслуживания.    Даже   игра   в   победившую   правду,   изображающую   отрицание   официоза   прошлых   лет,  скоро  обретает  суть  и  форму   официоза   нового ,   столь   же  навязчивого  и  фальшивого,  как  и  старый.  Даже  малейших   покушений   на   статус   официозного   художника   нет  у  Николая  Зайцева.  Общение   его   работ  со   зрителем   это   тихий   разговор   души  с  душой…

Николай  Зайцев,  насколько  я  знаю,  человек  от  мира  сего,  вовсе  не отшельник  обитающий  в  «тайных  пещерах».  Вместе  с  тем  в  нём  живёт,  как  «град Китеж»,  мир  русской  провинции  в  закромах  которого  хранится   жизнь  удалённая  от  неких   цепких  лап,  расхищающих   и  оскверняющих  уже  почти   сто  лет  то,  что  дорого   было  нашим   предкам,  дорого  и  нам.  Когда  же  задаётся  кем-либо  вопрос:  «А  что  это  за  сокровища  такие?» —  не  стоит  и  отвечать.  Не  переживший,  изначально  не  чувствующий  это,  если  поймёт,  то  со  временем,  или  не  поймёт  никогда…

В  институтские  годы,  помнится,  один  очень  и   очень  даровитый   студент,  очевидно  от  какого-то  временного  опустошения   души  воскликнул  патетически:   «Х…уть,  что-ли,   под  леваков?»  И  х…ул  таки,  и  талантливо  х…ул!  /Делает это до сих пор и попутного ему ветра/.  Студентом  суриковского института   Николай  Зайцев  в  некотором  роде  тоже , подобно   васнецовскому   рыцарю  стоял  на  перепутье  дорог.  Давным-давно   был  у  меня  с  Колей  разговор,  довольно  случайный.   Было   начало  80-х.   Я  ныл,  казалось , «в  жизни  всё  неверно   и   капризно».  Хотелось   куда-то   рвануть   из  круга  лжи,  как  мне  казалось,  обступившего  меня.   Хотелось   чего-то   эдакого,  «в  нос  шибающего!».   Моя   беспомощность  и  глупость  не  нашла  ничего  лучшего,  как  в  разговоре  жестоко   покритиковать  своего  профессора  и  благодетеля  Алексея  Михайловича  Грицая.   Зайцев, смиренно  выслушав  мои  печали,  сказал  следующее:  «Не  знаю,  как  у  тебя  складываются  с   ним  отношения,  я  знаю  одно,  что  если  бы  не  Алексей  Михайлович,  я  бы  стал  леваком».

Н. Е. Зайцев. Пасхальные хлопоты
Н. Е. Зайцев. Пасхальные хлопоты

Думаю,  Коля  несколько  преувеличил,  в  каких  бы  формах  он  не  работал,  он  просто  не  мог  бы  изменить  тому , что  его  естественнейшим  образом  наполняет.  Просто  Алексей  Михайлович  Грицай  являл  собою  достаточно  редкое  явление  в  советской  русской  живописи,  когда, занимая  иерархические  высоты  в  Академии  художеств  СССР,  он  не  обслуживал  то , чего  не  разделял,  одновременно  работал  спокойно  и  успешно,  не  вставая  ни  в  наполеоновские , ни  в  дессидентские  позы  по  отношению  ко  всему  вокруг  происходящему.  Печальная  задумчивость  грицаевских  пейзажей,  внутренняя, едва слышимая нитка рахманиновских мелодий наполняющая их, о многом заставляла призадуматься  и  общение  с  этим  выдающимся  художником — философом  отвращало  от  любых  форм  профессиональной  нечестности  и  лукавства. Среди  его  ,Грицая, заповедей  было  и  то, что  живописный  холст , помимо  всего  прочего  может  и  должен  нести  и  такие  качества  изображаемой  среды ,  как  ощущение  и  температуры,  и  влажности,  и  ветра  дуновение .  И  такая  ещё  штука  —  это  время…

Н. Е. Зайцев. Покос
Н. Е. Зайцев. Покос

В  полотнах  Зайцева  и  время  ведь  какое-то  своё,  внутри  картины  текущее,  не  просто  время,  но время  —  воспоминание,  время — вздох,  время — память,  время — тикающие  ходики,  время — старый  альбом,  время — тихая  любовь,  время — вечерний свет…
В  творческой  мастерской  были  попытки  организовать  вечерний  рисунок. В  складчину  нанимали  натурщицу  и  собравшись  по  вечерам, рисовали.  Рисункам  Зайцева  я  удивлялся,  что  они  не  такие,  как  у  других.  «Другие», как  правило  /все однако ,разные/  рисовали,  как  мне  казалось,  възерошивая  свои  школьные  или  институтские  достижения,  вспоминая  за  что  ставили  5,  и,  вообще,  чтоб  «было  хорошо».  Зайцев   рисовал  то  и  так,  как  ему  нужно  было  для  его  живописных  работ.  У  кого-то  получались  рисунки  , зачастую   очень  подходящие  для  учебников  и  пособий  по  рисованию,  но…

У  Зайцева  рисунки  для  учебника  наверное  никак,  но  это  работы  художника,  нераздельные  с  его   творческим  лицом  и  напрямую  связанные  с  теми  задачами, которые  он  ставил  в  своих  живописных холстах…

Спросил  я  как-то  давным-давно  у  Саши  Грицая ,  а  он  человек  и  художник  был  чрезвычайно  цельный ,  совсем  не  всеядный  и  достаточно  бескомпромисный:  «Как  тебе  Зайцев,  у  меня  из  головы  не  выходят  его  работы .  Хочется  чего-то  в  этом  духе.»  Грицай  через  паузу  отвечал:  «Ну  нет,  тут  не  может  быть  ни  соревнования,  ни  подражания.  Знаешь,  он  особенным  образом  почувствовал  интонации  провинциальной  жизни.  У  Коли  свой,  особенный  путь,  вот  и  МОСХовские  товарищи  никак  не  могут  его  встроить  в  свои  привычные  рамки»…

Н. Е. Зайцев. В поле
Н. Е. Зайцев. В поле

Я  уже  говорил,  что  в  творческих  мастерских  Николай  Зайцев  был,  как  мне  представляется,  со  дня  поступления  аж  до  окончания  уже  сложившимся,  полностью  определившимся  мастером. Не  знаю,  возможно  какие-то  новые  стороны  его  творчества  раскрылись  в  нем  за  время  стажировки  в  мастерских  Академии,  наверное  что-то  в  нём  возростало,  что-то  шлифовалось, но  в  целом  здание  его  творческого  духа, уже  сложилось.  Я  помню,  как  он  показывал  отчётную  работу  братьям  Ткачёвым  и  А.М.Грицаю.  Обычные  замечания  о  тоне,  цвете,  рисунке  и  композиции  как-то  не  вязались  с  его,  хоть  и  реалистическим,  но  самобытным,  особенным  подходом  к  изображению.  Однако  общая  доброжелательность  наших  академиков  разрешилась   вопросами,  в  частности:  «Николай,  вы  композицию  выстраиваете  как ?  Такое  ощущение,  что  вы  работаете  без  эскиза,  и  детали  у  Вас  нанизываются  на  композиционную  основу  уже  в  процессе  работы. Ну   что -же,  только  старайтесь  до  конца   удерживать  то  ощущение,  которое  изначально  побудило  Вас  разрабатавать  эту  тему…

«Время  летит,  приходит  нечто  новое,  что-то  уходит,  но  остаются  сильные,  важные  впечатления  в  памяти.  Что-то  угнетает,  а  что-то  поддерживает  в  жизни.  Поддерживает  и  то,  что  среди  русских  современных   художников  есть  такой  великолепный  мастер — Николай  Зайцев,  давно  и заслуженно признанный.  Хотя , мне  представляется, что  он  ещё  не  получил  того  внимания  и  не  занял  того  места  на  небосклоне  русского  искусства,  которое  ему  подобает.

 

 

order cialis 20 mg cialis 80 mg without a doctor prescription buy cialis